Историй успеха

Бизнес на молекулах. История успеха компании «Генотек»

Генетические тесты, которые позволяют подобрать фитнес-программу или узнать о творческих способностях ребенка, за пять лет в превратились из наукоемкого продукта в массовый сервис. Скрининги на основе таких тестов предлагают около десятка специализированных компаний, а услуги по расшифровке структуры ДНК появились в популярных сетях лабораторий.

Компания «Генотек», которая первой взялась за популяризацию генетических исследований в 2010 году, 9 февраля 2016 года получила в ходе очередного раунда финансирования $2 млн от группы инвесторов во главе с генеральным директором и совладельцем «Русагро» Максимом Басовым и бывшим руководителем администрации президента России Александром Волошиным. Это второй крупный раунд для стартапа – в конце 2013 года он получил $500 000 от фонда RuStarsVentures.

«Генотек», основанная выпускниками МГУ Артемом Елмуратовым и Валерием Ильинским, делает ставку на максимально широкую линейку тестов для обычных пользователей. Примерно за 15 000 рублей можно получить тест о наследственных предрасположенностях к той или иной группе болезней или тест для подбора персональных тренировки и диеты. Каждое новое исследование компания продает почти за 5000 рублей. Базовый комплексный тест, самый популярный,  обойдется в 15 000 рублей,  полная расшифровка генома – в 425 000 рублей. Средний чек покупателя превышает 20 000 рублей. За 2015 год «Генотек» удвоила количество тестов, говорит  Елмуратов.  В рублевом выражении выручка проекта за два года выросла в 2-3 раза, но в долларовом эквиваленте  оказалась меньше ожидавшихся $2 млн из-за скачков валютного курса, поясняет предприниматель.

«Генотек»

Около половины доходов «Генотеку» приносят исследования для научных лабораторий – например, компания изучала новые штаммы микроорганизмов, в частноституберкулеза, а также геном десятков онкологических пациентов, с анализом их опухолей и здоровых клеток. Обращаются в «Генотек» и археологи – для ДНК-анализа найденных останков.  Средняя стоимость таких исследований – сотни тысяч рублей. Создатели проекта экспериментируют и сами – например, разрабатывают методы генотипирования для определения породы собак, но пока не встретили энтузиазма у заводчиков.

Половину полученных инвестиций компания потратит на оборудование роботизированной лаборатории в районе метро «Курская» в Москве. Она откроется в ближайшие месяцы, обещают создатели «Генотека». Во-первых, многие операции (например,  выделение ДНК из слюны, клонирование и первичное тестирование фрагмента цепочки нуклеотидов) можно передать из рук человека роботу, во-вторых – в лаборатории будут прозрачные стены, так что новый медико-генетический центр станет и инструментом маркетинга. Остальная часть средств пойдет на расширение штата ученых, запуск новых тестов и продвижение услуг.

Российский рынок ДНК-тестов Елмуратов оценивает в $10-20 млн, в  ближайшие годы он вырастет до $100 млн, считают основатели «Генотека». По итогам 2016 года компания рассчитывает заработать $2 млн, около четверти этой суммы может обеспечить экспорт – стартап планирует проводить исследования в сфере биоинформатики (от сборки генома до специфических задач по анализу данных) на 20-30% дешевле, чем американские и европейские конкуренты. «Продавать в долларах, оплачивая труд российских специалистов в рублях, – хорошая стратегия для российского стартапа», – признает Елмуратов.


Источник: Forbes