Историй успеха

История успеха Фирмы МВЕН

Проект: Специализированный легкий самолет «МВЕН-2 «Фермер» сельскохозяйственного назначения


Результат инвестирования: Успешная реализация проекта по созданию первого и пока единственного в России специализированного серийного самолета для выполнения сельскохозяйственных работ (распыления пестицидов, удобрений, химической прополки и пр.).

Казанская «Фирма «МВЕН» – это пример успешного инновационного развития компании, основанного на тесном взаимодействии науки и бизнеса, дополненного эффективным менеджментом. Более 25 лет предприятие занимается разработкой быстродействующих парашютных систем (БПС) для спасения легких летательных аппаратов и экипажа в аварийных ситуациях, и 13 лет – проектированием и производством специализированных самолетов сельскохозяйственного назначения. Оба проекта являются абсолютно уникальными в России, а отдельные конструкции БПС не имеют и зарубежных аналогов.

Компания была создана в 1990 году авиационными инженерами, профессиональными спортсменами, членами сборной СССР по парашютному спорту Михаилом Невельским и Виктором Ермоленко («МВЕН» - инициалы основателей бизнеса). Получив патент на первую БПС, сконструированную и испытанную несколькими годами ранее, партнеры сумели получить минимально необходимый портфель заказов и запустить технологию в производство. Спустя шесть лет БПС выпускались уже на базе института авиационных технологий ГОСИНПРОМ КНИАТ, обеспечивавшего компанию всем необходимым технологическим оборудованием. В последующие годы было разработано более десяти типов систем для летательных аппаратов массой от 100 до 2500 кг, со скоростями от 50 до 450 км/ч, начались поставки БПС в страны Северной и Южной Америки, Азии и Европы. Общий объем продаж достиг 1000 систем в год.

Переломным моментом в развитии компании стал 2000 год, когда акционеры приняли решение диверсифицировать бизнес и заняться производством легких самолетов сельскохозяйственного назначения. Пилотный проект получил название «МВЕН-2 «Фермер». Но для его практической реализации предстояло найти инвестора, готового профинансировать стадию НИОКР.

Многочисленные аналогичные проекты, которые в 1990-2000 годы пытались развивать небольшие авиационные компании, так и не смогли реализоваться во многом по причине проблем с финансированием. Не преуспели в этом вопросе и опытные ОКБ – ни один самолет так и не был доведен до серийного производства. Например, легкие летательные аппараты Ту-24СХ и Ту-54, которыми КБ им. А.Н. Туполева планировало заменить устаревшие АН-2 (т.н. «кукурузники») не пережили даже стадию проектирования.  Легкий Су-38Л (ОКБ им. П.О. Сухого) стал единственным самолетом, добравшимся до этапа летных испытаний опытного образца. Впрочем, на этом все и закончилось.

Но М. Невельскому и В. Ермоленко повезло с партнерами. Проектом заинтересовался Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере , и уже в 2002 году первый одноместный «Фермер» с тянущим винтом (пропеллером) поднялся в небо.  самолет мог развивать скорость до 200 км/ч и нести полезную нагрузку общей массой до 300 кг.

При в целом схожих технических характеристиках «Фермер» почти в два раза превосходит своих иностранных «одноклассников» по стоимости ($180 тыс. против $300 тыс.) и в разы эффективнее любой наземной техники, выполняющей те же задачи. За один вылет самолет может произвести обработку территории площадью 30-95 га, при этом максимальная дневная производительность составляет 95-320 га/ч, что в 22 раза превышает аналогичный показатель наземного опрыскивателя «ОП-2000» и в 7 раз – опрыскивателя «Спрейкуб 7660».

Построено уже четырнадцать самолетов, каждый из которых имеет сертификат единичного экземпляра воздушного судна (ЕЭВС), соответствующий европейскому и американскому сертификатам Experimental.

Помимо этого, в 2014 году в Казани стартовали летные испытания нового сельскохозяйственного самолета МВ-500, который станет продолжением серии «МВЕН-2 «Фермер». Новая машина оснащена более мощным  двигателем и способна нести полезную нагрузку общей массой до 600 кг. По планам разработчиков, с помощью МВ-500 можно будет обрабатывать банановые плантации, вносить в почву не только жидкие, но и сухие удобрения и даже сеять рис, что значительно расширяет географию, рынок сбыта и круг потенциальных клиентов компании. Ориентировочная стоимость нового самолета составит порядка $250 тыс., что позволит ему на равных конкурировать с имеющимися на рынке аналогами и закрепиться в новой для компании нише.

В 2015 году  получен сертификат типа на самолёт «МВЕН-2 «Фермер».  С его получением компания рассчитывает приступить к формированию целой флотилии сельхозсамолетов. В Казани подготовлены производственные мощности. Портфель законтрактованных заказов на производство самолетов уже достиг 100 единиц техники. Помимо этого, организована сборка самолетов на Украине.

В марте 2018 года дочерняя компания «Ростеха», ОНПП «Технология» совместно с казанской компанией «Мвен» заявила, что выпустит 30 легких самолетов Т-500 для сельхозавиавции. Отметим, что Т-500 это успешная модификация МВ-500.  «ОНПП «Технология», входящее в холдинг «РТ-Химкомпозит», в 2018 году выпустит 30 экземпляров специализированного воздушного судна для авиахимработ Т-500 в рамках стратегии по увеличению объема гражданской продукции», - сказали в пресс-службе госкорпорации.

Созданный на базе казанских разработок самолет Т-500 впервые был представлен на Международном авиационно-космическом салоне МАКС-2017. В рамках презентации было подписано соглашение между правительством Татарстана и госкорпорацией «Ростех» о серийном выпуске Т-500 в Казани. Как ранее сообщил РБК-Татарстан гендиректор ОНПП «Технология» Андрей Силкин, проект рассчитан на выпуск до 120 воздушных судов к 2019 году. «На предприятии НПП «Технология» в городе Обнинске будет полностью изготавливаться планер самолета, - 12-метровый лонжерон из отечественных материалов. Далее готовый фюзеляж следует в Казань, где мы будем производить окончательную сборку и летные испытания», - сказал Силкин.

В отличие от предыдущих моделей, Т-500 полностью создан из композитных материалов, имеет высокопрочное остекление, может эксплуатироваться вне аэродромов и оснащен быстродействующей парашютной системой спасения. Возможность применения современной технологии ультрамалообъемного опрыскивания позволяет проводить экономичную и эффективную обработку новейшими типами химических составов. При этом стоимость нового самолета будет вдвое ниже стоимости зарубежных аналогов. Универсальный самолет нового поколения будет использоваться для выполнения мониторинга окружающей̆ среды (особенно в пожароопасный период), обследования промышленных объектов большой протяженности, воздействия на гидрометеорологические явления, обработки лесов от вредителей, ликвидации разливов нефтепродуктов. Как сообщил индустриальный директор кластера «Вооружение» госкорпорации «Ростех» Сергей Абрамов уже намечены первые направления сбыта нового самолета. В покупке самолетов выразил заинтересованность Рослесхоз, возможность покупки либо аренды также обсуждается с Минсельхозом РФ. Кроме того, подписано соглашение о содействии в продажах с Росагролизингом. Из иностранных партнеров «Ростеха» заинтересованность в закупках выразили заказчики из Португалии и Эквадора.

«МВЕН» получил поддержку Фонда содействия инновациям – по разработке четырехместного многоцелевого самолета «Мурена» из полимерно-композиционных материалов, который будет производиться в нескольких модификациях: «Пассажирский повышенной комфортности», «Авиатакси», «Учебно-тренировочный», «Туристический» и «Специального назначения» (патрульный). В 2016 и в 2018 году компанией были получены гранты по конкурсу "Развитие-НТИ".

 

MVEN OI.jpg

Фирма "МВЕН" на стенде Фонда содействия инновациям (выставка "Открытые инновации, 2013 г.)