16.08.2021 09:57:35

От подножия вулкана – к исследованию далёких миров

На Камчатке впервые в рамках краевого праздника День вулкана состоялись необычные соревнования школьников: управляя робототехникой, ребята выполняли разведывательную миссию – очень похожую на те, что проводят специалисты, руководя с Земли аппаратами на Луне или Марсе. И пока немногочисленные в этом году туристы штурмовали склоны Авачинского вулкана, в недавно построенном спортивно-тренировочном комплексе у самого подножия горы Верблюд развернулся мобильный центр управления роверами-планетоходами, а два десятка юных камчатцев с горящими глазами боролись за победу в самых современных и интересных состязаниях.

Это событие стало итогом двухнедельного образовательного курса «Школа юного вулканолога», который проводился министерством образования Камчатского края, образовательно-научным центром «Ойкумена», детским технопарком «Кванториум-Камчатка», ГК «Геоскан» и компании «Вольтбро».  

mkgmur95ctege4ridk87bfk7pzn4636p.jpg

В ходе курса ребята 12-16 лет прослушали лекции о вулканологии, узнали, как учёные изучают нашу планету и как будут изучать планеты в далёком космосе, познакомились с историей испытаний планетоходов на Камчатке. Важную часть курса составляли занятия с роботами, летательными аппаратами, преподавание методики дистанционного зондирования – то, что позволяет сегодня исследовать из космоса нашу планету и её ближайших соседей, Луну и Марс. Накануне Дня вулкана в центре Петропавловска прошёл открытый урок, на котором дети на практике попробовали управлять беспилотниками и планетоходами. А в качестве экзамена выпускникам «Школы юного вулканолога» организаторы приготовили сюрприз – поездку к вулкану и командные соревнования в полевых условиях.

Вулкан – не фон, а место творчества

Реализовать этот интересный проект помогли финансовая поддержка Фонда содействия инновациям и инженерно-техническая поддержка института механики МГУ им. М.В. Ломоносова. Участие в проекте также приняли ГК «Инком», Voltbro, РДШ Наука. Провести выездное мероприятие помогли министерство туризма Камчатского края и ГУ МЧС России по Камчатскому краю. Вот такая большая команда собралась и потрудилась, чтобы у школьников Камчатки была возможность не только научиться чему-то новому и интересному, но и почувствовать себя на острие прогресса, своими руками прикоснуться к ближайшему будущему и, возможно, сделать выбор профессии. Идейный вдохновитель и автор проекта учёный-вулканолог Сергей Самойленко убеждён, что это очень важно и может принести хорошие плоды не только каждому конкретному ребёнку, но и Камчатке в целом:

- У нас такие соревнования прошли впервые, а в стране и в мире они уже проводятся некоторое время. Это довольно интересное движение, его цель познакомить детей с реальными задачами робототехники. Занятия со школьниками и студентами имеют один недостаток – они часто теоретические. А здесь есть возможность в реальности, в настоящих условиях, непривычных для роботов и для людей, проверить знания, которые ребята получили на курсе. Появляется возможность сказать уже по-настоящему: я занимаюсь робототехникой, я понимаю, как ведёт себя та или иная машина – я видел, как это происходит, - рассказал Сергей Самойленко.

thelplzy6kqr2wbzfhmpbch2m74jnp4w.jpg

Он также отметил, что этот проект – отличная возможность наполнить День вулкана новым содержанием.

- На Камчатке День вулкана проходит с 2007 года и всё время ищет себе форматы. Были гигантские массовые восхождения, когда по семь тысяч человек на перевале стояло, проводили лектории, экскурсии – вулканические, ботанические. И продолжаем искать. Очень хочется оснастить День вулкана смыслом «с забегом на будущее». Для ребят, которые приняли участие в соревнованиях, вулкан перестаёт быть фоном и становится местом их творчества, их действия. Это не просто турпоход, они здесь работают в поле. Это сближает их с местом, у них останется воспоминание, что они здесь занимались делом, даже когда они вырастут и уедут учиться на материк. Для меня это важно – заронить им в голову сознание, что здесь настоящая жизнь. Не что-то ушедшее вместе с детством навсегда, а жизнь перспективная, современная, на уровне, - подчёркивает Сергей Борисович. – Чтобы, став специалистом высокого класса, напитавшись знаниями и опытом, кто-то из этих ребят захотел вернуться в край, который им понятен и близок. Демографический вопрос можно решать по-разному, и один из способов – сделать так, чтобы молодые и амбициозные люди Камчатку воспринимали не как край света, а как место, куда стремятся попасть, пожить и поработать.

Миссия выполнена успешно!

Что касается самих ребят, то они, конечно, не задумывались о будущем, а были целиком поглощены происходящим. Задания были довольно сложными, а арбитры – специалисты компании Геоскан и института механики МГУ – очень строгими и требовательными. Предупредили, что «второй жизни» нет – за одну ошибку в управлении ровером сразу дисквалифицируют команду. К счастью, никто такой ошибки не совершил, а вот штрафное очко за небрежное обращение с коптером, приведшее к запылению камеры, одна из команд получила.

Всего сложилось четыре команды по пять человек, и ребятам была предоставлена большая самостоятельность – сами разбились на команды, выбрали им названия, решили, кто будет капитан, кто пилот, распределили другие роли. Соревнования проходили в два этапа. На первом нужно было произвести фотосъёмку местности в заданном квадрате, дав команды квадрокоптеру (что имитировало спутниковую съёмку), на втором – пользуясь данными воздушной разведки, подвести ровер-планетоход к выбранным объектам и сфотографировать их крупным планом. Побеждала команда, которая за отведённое время сумеет сфотографировать больше объектов интереса.

bu4gf5urtfvccwjfh580f0cg9lprtes8.jpg

В финале, когда шла борьба за первое место, страсти разгорелись нешуточные. Ребята уже чувствовали себя опытными штурманами и пилотами, более уверенно обращались с техникой и отдавали команды за компьютерами, научились быстро и точно сопоставлять данные фотосъёмки с объектами на местности и с огромным азартом вели охоту за ними. Арбитры до последнего хранили интригу – кто же победил, и ребята с огромным нетерпением ждали объявления результатов. А когда их наконец объявили, окрестности горы Верблюд огласились такими торжествующими воплями, которых здесь не звучало ни разу за всю историю Дня вулкана. Очевидно, организаторы достигли своей цели – этот день, его открытия и яркие эмоции, ребята не забудут никогда.

Так началась история соревнований робототехники на Камчатке. Замечательное оборудование остаётся в распоряжении «Ойкумены». С его помощью ребята будут решать разные задачи между соревнованиями, которые организаторы планируют сделать межрегиональными, чтобы с камчатскими школьниками боролись за победу соперники из разных городов, не выезжая за их пределы, дистанционно отдавая роботам команды. Подобный опыт был опробован в День космонавтики на Халактырском пляже. Тогда планетоходы выполняли задания под команды школьников из Москвы и Калининграда.

Источник: https://kamchatinfo.com/news/culture/detail/45262/?utm_source=yxnews&utm_medium=desktop&utm_referrer=https%3A%2F%2Fyandex.ru%2Fnews%2Fsearch%3Ftext%3D